Петр Кравченко: «Серебряный Лучник» – Приволжье может стать постоянной дискуссионной площадкой

кравченко.jpg

Директор по развитию коммуникационной группы SP Media (Пермский край), член жюри премии «Серебряный лучник» – Приволжье Петр Кравченко во второй раз примет участие в региональном конкурсе. В своем интервью он не только поделился своими наблюдениями в отношении участников Премии, но и порассуждал о проблемах развития PR-сообщества в целом, а также призвал коллег чаще встречаться.

– Петр, в чем, на ваш взгляд, заключается ценность премии «Серебряный Лучник» – Приволжье?

– В первую очередь, для меня важно то, что эта Премия учитывает региональную компоненту. Согласитесь, когда проводятся национальные конкурсы, региональным проектам достаточно сложно конкурировать с крупными компаниями типа "большой тройки" в коммуникациях, крупными банками… Возможно, в масштабах страны многие из них  покажутся незначительными. В то же время, на мой взгляд, необходимо обязательно поддерживать интересные начинания и проекты, которые реализуются в регионах. И если конкурс проводится на окружном уровне, мы имеем шанс увидеть проекты, которые, возможно, не столь масштабны, но намного более креативны, потому что зачастую реализуются в условиях очень ограниченного бюджета. И предыдущий год, когда я впервые был в составе жюри, это подтвердил.

– Было ли что-то, что вас удивило или заинтересовало как специалиста?

– Если не брать конкретные проекты, могу отметить одно наблюдение, которое показалось мне любопытным.  Я лично всегда был уверен в том, что PR процветает именно в бизнесе – секторе, который заточен на конкретные коммерческие цели и стремится выстраивать отношения с потребителем. И я был крайне удивлен тем, что, по крайней мере, по количеству представленных проектов выигрывает как раз некоммерческий сектор, от представителей которого поступило намного больше заявок. Как гражданина, меня, конечно, не может не радовать этот факт. Но вместе с тем это меня несколько удивило как профессионала и представителя PR-агентства, которое является коммерческой структурой и работает преимущественно с бизнесом.

– Вы думаете, что это отражает реальную картинку? Или же это просто показатель активности обоих секторов в их стремлении заявить о себе в профессиональной среде?

– Я не исключаю, что это может являться показателем более высокой активности организаций и структур некоммерческого сектора, которые стараются всеми способами привлекать внимание к своей деятельности. Надеюсь, этот год позволит как-то прояснить ситуацию.

Возвращаясь к значимости «Серебряного Лучника»,  хочу отметить, что для меня он очень важен еще и с точки зрения общения и обмена опытом.

И, безусловно, важна образовательная составляющая. Пока она находится на начальной стадии, но мне кажется, это как раз то направление, которое необходимо активно развивать. В прошлом году, например, в рамках «Лучника» проводился цикл мастер-классов для участников, которые приехали на итоговые мероприятия в Нижний Новгород. А мне кажется, было бы здорово, если бы «Лучник» предваряла целая серия публичных лекций и семинаров  в городах Приволжья. Мы могли бы проводить широкий обмен мнениями в своих регионах, а затем встречаться на самой церемонии награждения, знакомиться и налаживать межрегиональные связи, подводить итоги наших дискуссий и обсуждений. Хотелось бы, чтобы «Лучник» стал круглогодичной дискуссионной площадкой с апогеем в виде конкурса.

– Насколько регионы ПФО стремятся к этому общению и хотят этой активности?

– Признаюсь, до «Серебряного Лучника» я вообще не видел никого из коллег из других регионов. Я стал общаться с ними впервые в Нижнем Новгороде, и у нас еще тогда родилась идея создать некий клуб для общения вне конкурса и на более регулярной основе. Эта идея витает в воздухе, но не хватает того, кто взял бы этот флаг и стал руководить этим движением.

В Перми мы вбрасывали подобные идеи в профессиональную среду, и коллеги реагируют на них положительно. На мой взгляд, если кто-то возьмет на себя смелость и организует такую площадку, она будет пользоваться популярностью.

– Какие возможности, на ваш взгляд, открывает создание этого сообщество?

– Конечно, в первую очередь, это возможность делиться опытом, говорить о наболевшем, обсуждать и проблемы, и тенденции, которые существуют в профессиональной среде. А если смотреть более широко, оно могло бы стать своеобразным профсоюзом, который бы формировал лицо нашей профессии в глазах общественности.  Многие пиарщики сталкиваются с тем, что клиенты не понимают, что такое PR, зачем он нужен, и чем вообще занимаются люди этой профессии.

К тому же эта площадка могла бы содействовать и в решении кадрового вопроса, о котором все говорят. Не секрет, что сегодня вузы готовят специалистов, которых потом приходится всему учить на практике. Думаю, PR-сообщество могло бы бороться и с этой проблемой.

 

– Каким образом?

– К работе этой площадки можно было бы, как минимум, привлекать еще и студентов или хотя бы преподавателей. Им будет полезно иногда отрываться от книг и общаться с практиками. И пусть студенты видят и слышат живых пиарщиков, а не только читают их книжки. Живой опыт, живые истории, живые люди – это всегда намного интереснее и многограннее.

У нас в Перми, насколько мне известно, пиарщиков выпускает лишь местный Политех, и наше агентство дружит с этой кафедрой, к нам постоянно присылают студентов на практику и на стажировки для подготовки дипломных работ. Но пока этой кафедре нужно выискивать агентства и пресс-службы, которые могут оказать содействие в обучении студентов. Если бы у нас была структура, которая создала бы некую базу и могла бы оперативно и оптимально подбирать организации для стажировок студентов, то было бы лучше для всех.

– Петр, а как лично Вы выбираете претендентов на победу в «Серебряном Лучнике», по каким критериям?

– Я не сторонник той мысли, что PR – это очень креативная сфера. Я убежден, что это, по большей части, такая же системная история, как работа программистов, экономистов, юристов. Творчество есть, безусловно, но есть и определенный набор технологий, которыми нужно владеть и грамотно применять их на практике. Поэтому я больше обращаю внимание на то, какие цели ставятся в том или ином проекте, насколько правильно они сформулированы, какими инструментами эти цели достигаются и в конечном итоге – насколько полученный результат соответствовал ожиданиям и поставленной цели.

Безусловно, хорошо, когда используются нешаблонные, необычные инструменты, но при этом я не сторонник креатива ради  креатива. Не вижу смысла делать что-то яркое, но бесполезное.

Например, в прошлом году было много проектов, которые, вроде бы, хороши сами по себе, несут пользу людям, имеют какую-то социальную значимость. Их можно признать классными социальными проектами, но это не PR-проекты. Их цели никак не соотносились со связями с общественностью, и порой не было никакой PR-составляющей. Такая ситуация сложилась в номинации, связанной со спортом, ибо проекты были полезные, но они имели мало отношения к сфере связей с общественностью.

– Как бы вы оценили активность своих земляков?

– В прошлом году она была, на мой взгляд, неплохой. В финал прошли два или три проекта, и один из них победил. А в этом году, насколько мне известно,  активность ниже, и мне приходится буквально в ручном режиме призывать людей принять участие в конкурсе. И здесь мы возвращаемся к той теме, о которой говорили в начале: интересные проекты есть, но люди не спешат делиться своим опытом и заявлять их на какие-то конкурсы. Поэтому сейчас я являюсь своеобразным послом конкурса в Перми и приглашаю всех, кто мог бы поучаствовать в «Лучнике», сделать это.

–  Ну, то есть пиарите PR-премию среди пиарщиков?

– Мне вообще кажется, что все, кто прошел в финал, а тем более, стал победителем, могли бы взять на себя определенную миссию по тиражированию своего опыта. Когда девушки выигрывают конкурсы красоты, они в течение года еще решают различные благородные задачи, участвуют в благотворительных проектах и являются посланниками добра и красоты. Их образ служит делу пропаганды каких-то высоких целей. Мне кажется, что нечто подобное нужно делать и в других сферах.

Если ты выиграл профессиональный конкурс, делись этим опытом, будь примером для других! Возможно, стоит подумать над тем, чтобы участники «Лучника», особенно те, которые были признаны лучшими в своих номинациях, потом не просто поставили бы статуэтку на полку и забыли об этом, но и помогали бы  развитии этой сферы в своих регионах.

 

 кравченко.jpg